Статьи, интервью

Для чтения, молитвы и понимания своей Родины

Православно-Державный календарь поможет русскому национальному возрождению

Игорь Чернозатонский
25 июня 2021 г.
Игорь Чернозатонский

Вышел в свет Православно-Державный календарь, уникальная книга-альбом «Достопамятные дни России» для чтения и молитвы на каждый день, подготовленная по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина. Издание не имеет привязки к какому-либо году. На 1300 страницах во всем многообразии открывается отечественная история — официальная и живая, связанная церковными праздниками и приметами, годовщинами и биографиями. Календарь — результат многолетней кропотливой работы ее автора и издателя — руководителя Приморского отделения общества «Двуглавый орел», Объединения «Наследие империи» и руководителя Православно-державного союза «За Веру, Царя, Семью и Отечество» И.А. Чернозатонского, который рассказал «Русскому Вестнику» об особенностях издания и русском движении на Дальнем Востоке.

— Как я пришел к этой книге? По национальности я русский, по вероисповеданию — православный, по убеждениям — монархист, по специальности — врач-невролог, мануальный терапевт, а по увлечениям — историк, и мои увлечения вылились в такую работу. Моя фамилия имеет церковно-географическое происхождение. Мой прапрапрадед Доримедонт жил в Черном затоне, и когда он поехал поступать в Киевскую духовную академию, как многих бесфамильных, его записали по месту, откуда приехал, — Чернозатонский. У него было семь сыновей: все — священники, есть священномученик. Когда я думаю об истоках своей тяги к Богу, предполагаю, что они там молятся за меня, и их молитвы привели меня на этот путь. По материнской линии я терский казак. Мой дед Захар семь лет прослужил на своем коне в царской армии, дрался с турками, воевал в Первой мировой, а в 1921 году чудом избежал расказачивания. Каким- то образом за день до произошедшего он узнал, что будут арестовывать всех казаков, посадил в телегу все свое семейство — у него было четверо своих детей и пятеро приемных — и вывез в Ессентуки. На следующий день пришли красные и всех угнали. Это к вопросу о моих корнях.

У нас, в Приморье, сложилась особая атмосфера благодаря владыке Вениамину. Он и сейчас не выведен за штат, и новый глава епархии дозволил ему служить во Владивостоке. Еще в 90-е годы, когда Государь не был прославлен, у нас возникло Общество почитателей святого Царя Николая — как местночтимого святого, по благословению владыки. В 2004 году он благословил меня, во-первых, на создание Православно-Державного союза «За Веру, Царя, Семью и Отечество». Мы внесли в триаду понятие «семья», потому что это основа всего, и не зря на разрушение семьи направлены все враждебные силы. Православно-державным союзом мы издавали свою газету «Маяк спасения», ее эмблему можно увидеть на первых самиздатовских выпусках Православно-Державного календаря, на создание которого и благословил меня владыка в том же 2004 году. Он сказал мне собирать материал, чтобы выстроить историю России по дням — как жития святых, где будут выделены все значительные события и достопамятные люди. И вот уже 16 лет я работаю над этим календарем.

К 2012 году у меня уже был приличный материал, и я разослал информацию в разные издательства. Все промолчали, откликнулся только Олег Анатольевич Платонов с его Институтом русской цивилизации. Он предложил доработать мой проект, поскольку у него только вышла Энциклопедия русского народа, и календарь значительно пополнился материалом из нее. И в том же году он вышел под редакцией О.А. Платонова и под названием «Русский государственный календарь. Настольная книга русских людей». Как сейчас помню 25-ю Московскую международную книжную выставку-ярмарку на ВДНХ, где это издание презентовалось.

С тех пор прошло девять лет. Календарь дополнялся и расширялся, и чудесным образом нашлись люди, которые помогли переиздать его уже в двух томах, чтобы сделать удобнее для каждодневного чтения. Главный смысл Православно-Державного календаря — соединить земное и небесное. Его следует читать каждый день, но не листать, чтобы разные события в голове не мешались, а открывать нужную страницу и уделять 5-7 минут конкретному дню. В результате читатель мысленно погружается в те события, мысленно пребывает с описанными людьми, а они молятся Богу о нас. Таким образом, происходит непрестанная молитва, и, если этот календарь будет у многих людей по всей стране, будет и связь земного и небесного.

— Значит, сакральная миссия этой книги даже выше культурно-просветительской?

— Конечно, сакральный смысл — на первом плане. Вообще митрополит Вениамин всегда говорил, что самое главное на данном этапе — это просвещение. Надо непрерывно сеять, а взойдет или нет — на все воля Господа. Я очень благодарен О.А. Платонову за первое издание под его редакцией. Спустя девять лет я представляю уже этот двухтомник.

— Если систематизировать тот пласт информации, который дается применительно к каждой дате, то как следует распределять?

— Каждый день начинается с описания обычаев и поверий русского народа. Некоторые даже упрекают, что в этом разделе проскальзывают элементы язычества, но я считаю, что никуда от этого не денешься: как они были с самого начала Русского Православия, так и остались, но это нисколько не умаляет православия. Следует отметить, что большой сегмент составляет царская тема — цари, великие князья и княгини. Также отмечены важные события истории, включая советский период. И последний раздел — достопамятные имена. То есть четыре основные темы.

Календарь составлен по подобию жития святых: 13 дней независимо от века. Привязка события к тому, в день какого святого оно произошло, позволяет избежать путаницы, связанной с переходом на Григорианский стиль. Когда ты читаешь по дням и синхронизируешь, через год через тебя проходит вся история России.

— Когда Вы выбирали, каким из событий отдать предпочтение, были моменты трудного выбора?

— Были. В календаре говорится не только о победах, но и поражениях Русской армии: не следует приукрашать историю! О таких эпизодах нужно знать, как и о предательских актах 1917 года. Я не комментирую их, а просто констатирую как факт, и читатели вправе сделать самостоятельные выводы. В одной передаче митрополит Тихон Шевкунов рассуждает о постановлениях Святейшего Синода 1917-1918 годов как о самом позорном времени для Русской Православной Церкви. Слава Тебе, Господи, что в наше время митрополит озвучил это, пока другие говорят, что не надо говорить о таком!

Я подготовил письмо в издательский совет Московской патриархии о присвоении этой книге статуса, разрешающего ее реализацию в приходах и монастырях. Я бы вообще говорил о том, что она должна быть рекомендована на государственном уровне для учебных заведений, потому что она рассказывает об истории, которой нас не учили в школах. Это правдивая история.

— Если говорить о достоверности истории, то в советской и постсоветской историографии события ХХ века подверглись идеологическому искажению...

— А здесь они даны такими, какими были: и начало ХХ века, и расказачивание, и 30-е годы.

— Когда снова закрывают архивы и запрещают разбираться в преступлениях, совершенных большевиками, не опасаетесь противодействия?

— Белые воевали по своему кодексу и проиграли наперсточникам, потому что у тех нет никаких понятий, и нельзя выиграть, и с историей они обращаются так же. Когда нам говорят о примирении между красными и белыми, мы должны разъяснять, кто есть кто, и требовать открывать имена палачей, которые почему-то не хотят рассекретить из архивов. Почему мы не должны называть вещи своими именами? Ленин сам постановил организовывать концентрационные лагеря, в НКВД были впервые применены душегубки, но у нас это осуждать не принято.

Господь сподобил, и книга вышла в 2012 году. Я продолжил еще восемь лет плодотворно работать, она увеличилась в два раза и увидела свет. Сейчас я получаю письма с благодарностью со всей России. Дело в том, что более десяти лет я издаю Православно-Державный календарь во всех соцсетях. На протяжении этого времени люди с живым интересом следили за каждым обновлением, и в совокупности на всех платформах собралось порядка 30 тысяч читателей. Бывало, когда я уезжал и не имел возможности опубликовать запись, мне приходили письма: «Что случилось? Мы каждый вечер собираемся всей семьей, чтобы почитать о следующих событиях, и вдруг — ничего нет!» То есть у этой книги уже сформировалась своя аудитория читателей, которые очень рады, что появилась печатная версия.

— Можно сказать, что этот календарь — хранитель национальной идеи? Когда в стране нет официальной идеологии и политтехнологи играют с интерпретациями, Вы предлагаете книгу, где без витиеватых формул человек постигает идею России через имена, события и даты?

— Конечно! У читателя появляется гордость за свою страну — дай Бог, он утверждается в православии. Думаю, книга послужила бы хорошим пособием школьникам. В ней много тем посвящено Николаю II, а у нас массу людей передергивает уже от его имени. Как говорит владыка, такие личности, как Николай II, Иоанн Грозный и Григорий Распутин, — лакмусовая бумажка для бесноватых. Обычный человек, которому они не интересны, промолчит или спокойно отнесется, а одержимый бесом начнет с пеной у рта что-то доказывать.

Когда мы с помощью покойного И.Е. Смыкова устанавливали во Владивостоке памятник святому Царю, рядом открыли офис КПРФ, и они установили своего идола. После открытия памятник Царю дважды обливали краской. Один вид его вызывает такую звериную агрессию. Хотя мы устанавливали памятник по существенному поводу. Сейчас мы будем отмечать 130- летие пребывания цесаревича Николая Александровича на Дальнем Востоке, а тогда была 125-я годовщина.

— Когда он заложил Транссиб?

— Да, эту дату будем праздновать 1 июня по новому стилю. В этот день, будучи цесаревичем, он заложил Владивостокский железнодорожный вокзал, Транссибирскую магистраль, памятник адмиралу Г.Е. Невельскому и сухой док Дальзавода. Эти памятные для нашего города и всего Дальнего Востока действия Николая Александровича и описываются на памятнике возле Покровского собора. На вокзале мы уже установили бронзовый барельеф, и есть проект памятника именно по Транссибу. Один из вариантов взят с облетевшего весь мир фотоснимка: Николай Александрович с тачанкой участвует в работе. Кто-то со скепсисом сопоставлял: Николай II — с тачанкой, а Ленин — с бревном. Но цесаревич созидал, и Александр III гордился им, а Ленин в день известного субботника выкидывал не бревно, а крест, и это надо уметь различать. Кроме того, мы проводили в Интернете кампанию за возвращения Северной земле исторического названия Земля Николая II. На праздновании закладки вокзала ожидаются торжества при участии городской и краевой администраций, железнодорожного начальства.

— Обстановка в Приморье сдвигается в лучшую сторону или противостоять напору коммунистов и зашоренности обывателя пока сложно?

— Например, когда пытались убрать из названия улицы имя так называемого героя Каляева, где всего три дома, местный житель сказал, что не против смены этого имени, а в письме из городской администрации нам ответили, что не надо разжигать рознь и что переименование будет дорого стоить. А в прошлом году у нас проводилась Международная православная ярмарка, и мы предложили выставку из 26 плакатов од названием «Достижения Российской Империи в правление Николая II». Это вызвало возражения: мол, выставка приурочена в 75- летию победы в Великой Отечественной войне, а какое царь имеет к ней отношение? Как какое? Вот был Парад войск 7 ноября 1941 года на Красной площади? Эти солдаты прибыли в Москву из Сибири и Дальнего Востока по Транссибу: не будь его, они на телегах или пешком добирались бы не один месяц. Или военно-морской флот, линкоры, построенные при царе? Да что ни возьми — нравится это или нет! В конце концов разрешили эту выставку. То есть процесс медленно идет.

— А как повлиял уход митрополита Вениамина?

— Слава Богу, новый митрополит Владимир нас поддерживает и придерживается конструктивных взглядов. Владыка Вениамин — почетный председатель приморского отделения «Двуглавого орла», а владыка Владимир — хабаровского отделения, откуда он перешел во Владивосток.

— Говоря о символах Приморья, можно надеяться на возвращение памятника адмиралу В.С. Завойко? Ведь даже сохранился пьедестал выдающегося мореплавателя и защитника Камчатки...

— Да, остались и пьедестал, и даже ботинки, в которые «воткнули» С.Г. Лазо. Этот памятник создавали до последней копейки на народные пожертвования, потому что он был героем обороны Камчатки, исследователем Тихоокеанского побережья, управленцем на Дальнем Востоке. В 1922 году красные заняли Владивосток после ухода М.К. Дитерихса. Как мы знаем, на Земском Соборе было определено, что России не воскреснуть без возрождения монархии, но ситуация на фронте показала, что народ еще не готов и эта миссия была возложена на новые поколения. Генерал Дитерихс собрал свои войска и покинул этот последний оплот у Тихого океана, чтобы не проливать понапрасну кровь. Мы, кстати, планируем отметить юбилей того Земского Собора. Так вот, стоило красным войти во Владивосток, буквально на следующий день они стали ломать памятник. Казалось бы, что он сделал красноармейцам: умер задолго до революции, нигде не участвовал. Но они так его ненавидели, что всеми подручными средствами пытались повалить. Сначала снесли голову, и изваяние стояло обезглавленным, затем власти обнесли его деревянным куполом, вырвали из постамента, а после войны придумали поставить там Лазо.

Есть движения, стала поддерживать молодежь, разобравшаяся в истории. Раз кто-то так почитает Лазо, мы предлагали переместить памятник в санаторный парк имени С.Г. Лазо, но на свое законное место должен вернуться адмирал Завойко. Даст Бог — все получится!

— Что вы можете сказать о деятельности общественных организаций, к которым относитесь: что произошло после разделения «Двуглавого орла» и создания Объединения «Наследие империи»?

— И под эгидой «Двуглавого орла», и под эгидой «Наследия империи» мы делаем общее дело, когда пишем в администрацию по поводу восстановления исторических названий. Это родственные организации с общими идеями, просто «Двуглавый орел» взял курс на молодежь и спорт, а «Наследие империи» выбрало православно-монархический курс. Я считаю, это временное разделение, и все равно вернутся в общую колею. Еще выделено общество «Царьград», сосредоточенное на защите интересов русского народа, а формат общества развития исторического просвещения находится под вопросом после нового указа Президента РФ о просветительской деятельности: возможно, слово «просвещение» надо убирать, проходить заново регистрацию или получать какую-то лицензию.

— А определять, кому разрешать просветительскую деятельность, будут комиссии чиновников? Может быть, чиновникам тоже стоило бы порекомендовать Православно- Державный календарь, чтобы они начали больше понимать страну, в которой регулируют жизнь?

— Думаю, как раз чиновникам это было бы полезно в первую очередь: чтобы эта книга лежала в кабинете и с ее просмотра начинался день. Тогда с чтением приходило бы понимание, в какой стране они живут, сколько величия в людях и событиях, составляющих ее прошлое. Возможно, к ним бы пришла гордость от осознания этого, и это бы благотворно на них повлияло, а идея пошла бы в массы.

Беседовал Филипп ЛЕБЕДЬ

Заказать Православно-Державный календарь «Достопамятные дни России» можно по телефону 8 (904) 627-48-87 или по электронной почте igorvostok@inbox.ru

Источник: Русский Вестник

Авторское право © 2013 - г.г. samoros.org. Все права защищены.

Копирование материалов разрешено только со ссылкой на samoros.org